Рабочая программа по внеурочной деятельности Путешествие по России.

Планируемые результаты
освоения кружкового занятия "Путешествие по России"
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами
предмета.
1. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в
социальных сообществах мира; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач и
создании учебных проектов по географии; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков.
2. Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание
значения географии как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных
достижениях в области географической науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и современного общества.
3. Духовно–нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков в ближнем окружении и современного мира.
4. Эстетическое воспитание: эстетическое отношение к компонентам природы и природным комплексам разного ранга окружающего
мира, готовность к эстетическому обустройству собственного быта и планеты.
5. Ценности научного познания: сформированность мировоззренческих представлений о географической картине мира, соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания основных закономерностей развития природы, взаимосвязей
человека с природной средой; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для
объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной геоинформационной культуры,
в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, р а з н о о б р а з н ы м и картографическими материалами, доступными техническими
средствами геоинформационных технологий; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
6. Формирование культуры здоровья: осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый
образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту, в природной
среде в реальной жизни.
7. Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с
географией и геоинформационными системами, основанными на достижениях науки географии и научно–технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей.
8. Экологическое воспитание: осознание экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле; понимания
ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством
географии; геоэкологического мышления.

Метапредметные результаты.
Личностные УУД: - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального
использования; - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону;
Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умение управлять своей
познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие посредством
географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - умения вести
самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и
информационных технологий. Коммуникативные УУД: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты.
Предметными результатами освоения программы «Путешествие по России» являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте
научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего
места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного
общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
- овладение фактическими знаниями о знаменитых и наиболее интересных достопримечательностях России и Башкортостана.
- овладение фактическими знаниями о системе ООПТ России и Башкортостана.

Содержание курса "Путешествие по России"(35 ч.)
Введение. Инструктаж по ТБ (1 час).
Тема 1. Россия: территория, природа, население (1 час).
Россия на карте мира. Государственная территория России. Какое место Россия занимает среди других стран мира? Размеры и
конфигурация территории России, их влияние на жизнь и деятельность людей. Границы России.
Тема 2. Территория и акватория России. (1 час).
Географическое районирование территории России. Роль природы в формировании Российского государства. Природные районы России.
Экономические районы России. Российская Зона Севера и проблемы ее освоения.
Тема 3. Административно-территориальное устройство России (1 час).
Особенности административно-территориального устройства России. Субъекты Федерации и их разнообразие. Федеральные округа.
Города федерального значения.
Тема 4. Города Федерального значения (2 часа).
Москва: Кремль. Китай-город. Бульварное кольцо. Садовое кольцо. Замоскворечье. Музеи Москвы и Подмосковья. Санкт-Петербург:
Северная пальмира. Петропавловская крепость. Адмиралтейство и Исаакиевский собор. Дворцовая площадь и Эрмитаж. АлександроНевская лавра. Стрелка Васильевского острова. Мосты, каналы и набережные Санкт-Петербурга. Стрельна. Петергоф. Пушкин. Павловск.
Кронштадт. Шлиссельбург. Севастополь.
Тема 5. Центральная Россия (2 часа).
Золотое кольцо России. Духовные святыни России. Владимир. Суздаль. Гусь-Хрустальный. Сергиев Посад. Переславль-Залесский. Ростов
Великий. Ярославль. Углич. Кострома. Плес. Жемчужины природы Валдайской возвышенности: в верховьях Волги, озера Валдай, Ильмень,
Селигер. Рыбинское водохранилище. Мещера – «глухомань» в центре России.

Тема 6. Русский Север (2 часа).
Кольский полуостров и Хибины. Карелия – край воды и камня. Петрозаводск. Ладога. Онежское озеро. Кижи. Белое море. Чистота и свет
Вологды и Архангельска. Холмогоры. Каргополь и окрестности. Котлас и Сольвычегодск. Соловецкие острова. Белозерск. Великий Устюг –
«родина» Деда Мороза. Красота северных рек – Северная Двина, Сухона, Онега, Пинега.
Тема 7. Русская Прибалтика (1 час).
Куршская коса. Зеленоградск. Куршский национальный парк. Озера Чайка и Изумруд. Дюна Ореховая. Калининград.
Тема 8. Поволжье (1 час).
Национальные парки Поволжья. Марий Чодра. Нижняя Кама. Нечкинский. Смольный. Чаваш Вармане. Самарская Лука. Хвалынский.
Тема 9. Юг России и южно-русское подстепье (2 часа).
Островные леса Среднерусской возвышенности. Приокско-террасный биосферный заповедник. Центрально-черноземный заповедник.
Дивногорье: жемчужина среднего Дона, пещерные храмы Больших и Малых Див. Галичья гора. Заповедник «Черные Земли» в Калмыкии.
Тема 10. Северный Кавказ (2 часа).
Северный Кавказ. Географическое положение. Самые высокие и молодые горы России. Высотная поясность Кавказа. Природно-ресурсный
потенциал Северного Кавказа. Кавказский биосферный заповедник. Высокогорные заповедники Кавказа: Тебердинский, КабардиноБалкарский, Северо-Осетинский. Красная Поляна. Эльбрус. Природный парк Приэльбрусье. Черноморское побережье России: от
Новороссийска до Адлера.
Тема 11. Урал (2 часа).
Урал – каменный пояс земли русской. Геологическая история Уральских гор. В подземных кладовых Урала. Города Урала: Пермь,
Екатеринбург. Природные уникумы Урала от Пай-Хоя до Мугоджар. Полярный Урал: от Константинова Камня до истоков
Хулги. Приполярный Урал: Каменная россыпь, Торговое озеро, край ледников. Северный Урал: плато Манпупунер, Вишерский
заповедник, Тулымский камень, плато Кваркуш. Средний Урал: гора Колпаки, заповедник Басеги. Южный Урал: Ильменский заповедник.

Тема 12. Западная Сибирь (4 часа).
Особенности географического положения. Специфика природы региона. История освоения. Природные ресурсы Западно-Сибирской
равнины. Югра – древняя земля. Ханты-Мансийск и окрестности. Парк «Самаровский чугас». Обь. Нижневартовск: озеро Самотлор.
Самотлорское месторождение. Тюменская область. Тобольск – дорогой декабристов. Ямало-ненецкий автономный округ. Верования ненцев.
День оленевода. Заповедные зоны. Мангазея. Северный двойник БАМа - Трансполярная магистраль. Салехард – Лабытнанги – Надым.
Омская область: Густав Гасфорт, Омская крепость, «пять озер». Новосибирская область. Новосибирск – «наукоград» России. Барабинская
равнина. Умревинский острог. Палеолитическая стоянка «Волчья грива». Озера: Убинское, Чаны, Карачи. Томская область: Таловские
Чаши. Обь-Енисейский водный путь.
Тема 13. Средняя Сибирь (4 часа).
Особенности географического положения, история освоения региона. Специфика природы: с высоты Среднесибирского плоскогорья, край
великих рек и «моря тайги». Красноярский край. Красноярск – крупнейший город Восточной Сибири. Пароход-музей «Святой Николай».
Государственный природный заповедник «Красноярские Столбы». «Палласово железо» - знаменитый железокаменный метеорит. СаяноШушенская ГЭС. Озеро Тиберкуль. По Енисею. Эвенкийский автономный округ. Озеро Виви – географический центр России. Хатанга –
«ворота» на Северный полюс. Таймырский (Долгано-Ненецкий автономный округ). Дудинка. Норильск. Музей мамонта. Остров Диксон.
Таймырский заповедник. Плато Путорана: Тальниковый водопад. Хэйро – праздник Солнца.
Тема 14. Горы Южной Сибири (2 часа).
Особенности природы пояса гор Южной Сибири. Озеро Байкал – жемчужина Сибири. Причины уникальности Байкала. Значение ресурсов
Байкала. Экологические проблемы Байкала. Байкальский государственный биосферный заповедник. Алтайский край. Барнаул. Бийск.
Республика Алтай. Горно-Алтайск. Телецкое озеро и гора Белуха.
Тема 15. Северо-Восточная Сибирь (2 часа).
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. История освоения региона. Особенности природы Северо-Восточной Сибири. Восточная
Сибирь – край будущего. Заповедник «Остров Врангеля» - уголок уникальной арктической природы.

Тема 16. Дальний Восток (2 часа).
Дальний Восток – край контрастов. Уникальный природно-ресурсный потенциал Дальнего Востока. Особенности природных условий
Дальнего Востока. Стихийные природные явления: вулканы, землетрясения, цунами. Камчатка. Вулканы и гейзеры Камчатки. Приморский
край: на берегах Японского моря. Сахалин. Курильские острова. Дальневосточный морской заповедник. Круиз по Амуру.
Итоговая проектная работа (5 часов).

Учебно-тематический план
Количество часов,
в том числе практические работы

Название разделов и тем

Основные направления
воспитательной
деятельности

Раздел 1. Вводная часть.

5

Россия: территория, природа, население

1

2,3,8

Территория и акватория России

1

2,3,8

Административно-территориальное устройство России

1

2,4,6

Города Федерального значения.

2

3,5,6

Раздел 2. Регионы России.

29

14

Итого

35

17

3

2,5

Календарно-тематическое планирование
Дата проведения
8а

Тема

8в

Количество
часов

В том числе
п/р

8б

06.09

07.09

04.09

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

13.09

14.09

11.09

Тема 1. Россия: территория, природа, население.

1

20.09

21.09

18.09

Тема 2. Территория и акватория России.

1

1

27.09

28.09

25.09

Тема 3. Административно-территориальное устройство России.

1

1

04.10, 18.10

05.10, 12.10

02.10, 09.10

Тема 4. Города Федерального значения.

2

1

25.10, 08.11

19.10, 26.10

16.10, 23.10

Тема 5. Центральная Россия.

2

1

15.11, 22.11

09.11, 16.11

13.11, 20.11

Тема 6. Русский Север.

2

1

29.11

23.11

27.11

Тема 7. Русская Прибалтика.

1

06.12

30.11

04.12

Тема 8. Поволжье.

1

13.12, 20.12

07.12, 14.12

11.12, 18.12

Тема 10. Северный Кавказ.

2

1

27.12, 17.01

21.12, 28.12

25.12, 15.01

Тема 11. Урал.

2

1

24.01, 31.01, 07.02,
14.02

11.01, 18.01,
25.01, 01.02

22.01, 29.01, 05.02,
12.02

Тема 12. Западная Сибирь.

4

2

21.02, 28.02, 07.03,
14.03

08.02, 15.02,
22.02, 01.03

19.02, 26.02, 04.03,
11.03

Тема 13. Средняя Сибирь.

4

2

21.03, 04.04

15.03, 22.03

18.03, 01.04

Тема 14. Горы Южной Сибири..

2

1

11.04, 18.04

05.04, 12.04

08.04, 15.04

Тема 15. Северо-Восточная Сибирь.

2

1

25.04, 02.05,

19.04, 26.04,

22.04, 29.04,

Тема 16. Дальний Восток.

2

1

16.05, 23.05,

03.05, 10.05,

06.05, 13.05,20.05,

Итоговая проектная работа.

5

2

33

Итого

35

17

17.05, 24.05,
32

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34740)21741

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».