Планируемые результаты освоения кружкового занятия "Путешествие по России" Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета. 1. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах мира; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач и создании учебных проектов по географии; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. 2. Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения географии как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области географической науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и современного общества. 3. Духовно–нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков в ближнем окружении и современного мира. 4. Эстетическое воспитание: эстетическое отношение к компонентам природы и природным комплексам разного ранга окружающего мира, готовность к эстетическому обустройству собственного быта и планеты. 5. Ценности научного познания: сформированность мировоззренческих представлений о географической картине мира, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания основных закономерностей развития природы, взаимосвязей человека с природной средой; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной геоинформационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, р а з н о о б р а з н ы м и картографическими материалами, доступными техническими средствами геоинформационных технологий; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 6. Формирование культуры здоровья: осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту, в природной среде в реальной жизни. 7. Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с географией и геоинформационными системами, основанными на достижениях науки географии и научно–технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. 8. Экологическое воспитание: осознание экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле; понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью; повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством географии; геоэкологического мышления. Метапредметные результаты. Личностные УУД: - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону; Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умение управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий. Коммуникативные УУД: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) Предметные результаты. Предметными результатами освоения программы «Путешествие по России» являются: -формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны; - формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; - формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды; - овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; - овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации. - овладение фактическими знаниями о знаменитых и наиболее интересных достопримечательностях России и Башкортостана. - овладение фактическими знаниями о системе ООПТ России и Башкортостана. Содержание курса "Путешествие по России"(35 ч.) Введение. Инструктаж по ТБ (1 час). Тема 1. Россия: территория, природа, население (1 час). Россия на карте мира. Государственная территория России. Какое место Россия занимает среди других стран мира? Размеры и конфигурация территории России, их влияние на жизнь и деятельность людей. Границы России. Тема 2. Территория и акватория России. (1 час). Географическое районирование территории России. Роль природы в формировании Российского государства. Природные районы России. Экономические районы России. Российская Зона Севера и проблемы ее освоения. Тема 3. Административно-территориальное устройство России (1 час). Особенности административно-территориального устройства России. Субъекты Федерации и их разнообразие. Федеральные округа. Города федерального значения. Тема 4. Города Федерального значения (2 часа). Москва: Кремль. Китай-город. Бульварное кольцо. Садовое кольцо. Замоскворечье. Музеи Москвы и Подмосковья. Санкт-Петербург: Северная пальмира. Петропавловская крепость. Адмиралтейство и Исаакиевский собор. Дворцовая площадь и Эрмитаж. АлександроНевская лавра. Стрелка Васильевского острова. Мосты, каналы и набережные Санкт-Петербурга. Стрельна. Петергоф. Пушкин. Павловск. Кронштадт. Шлиссельбург. Севастополь. Тема 5. Центральная Россия (2 часа). Золотое кольцо России. Духовные святыни России. Владимир. Суздаль. Гусь-Хрустальный. Сергиев Посад. Переславль-Залесский. Ростов Великий. Ярославль. Углич. Кострома. Плес. Жемчужины природы Валдайской возвышенности: в верховьях Волги, озера Валдай, Ильмень, Селигер. Рыбинское водохранилище. Мещера – «глухомань» в центре России. Тема 6. Русский Север (2 часа). Кольский полуостров и Хибины. Карелия – край воды и камня. Петрозаводск. Ладога. Онежское озеро. Кижи. Белое море. Чистота и свет Вологды и Архангельска. Холмогоры. Каргополь и окрестности. Котлас и Сольвычегодск. Соловецкие острова. Белозерск. Великий Устюг – «родина» Деда Мороза. Красота северных рек – Северная Двина, Сухона, Онега, Пинега. Тема 7. Русская Прибалтика (1 час). Куршская коса. Зеленоградск. Куршский национальный парк. Озера Чайка и Изумруд. Дюна Ореховая. Калининград. Тема 8. Поволжье (1 час). Национальные парки Поволжья. Марий Чодра. Нижняя Кама. Нечкинский. Смольный. Чаваш Вармане. Самарская Лука. Хвалынский. Тема 9. Юг России и южно-русское подстепье (2 часа). Островные леса Среднерусской возвышенности. Приокско-террасный биосферный заповедник. Центрально-черноземный заповедник. Дивногорье: жемчужина среднего Дона, пещерные храмы Больших и Малых Див. Галичья гора. Заповедник «Черные Земли» в Калмыкии. Тема 10. Северный Кавказ (2 часа). Северный Кавказ. Географическое положение. Самые высокие и молодые горы России. Высотная поясность Кавказа. Природно-ресурсный потенциал Северного Кавказа. Кавказский биосферный заповедник. Высокогорные заповедники Кавказа: Тебердинский, КабардиноБалкарский, Северо-Осетинский. Красная Поляна. Эльбрус. Природный парк Приэльбрусье. Черноморское побережье России: от Новороссийска до Адлера. Тема 11. Урал (2 часа). Урал – каменный пояс земли русской. Геологическая история Уральских гор. В подземных кладовых Урала. Города Урала: Пермь, Екатеринбург. Природные уникумы Урала от Пай-Хоя до Мугоджар. Полярный Урал: от Константинова Камня до истоков Хулги. Приполярный Урал: Каменная россыпь, Торговое озеро, край ледников. Северный Урал: плато Манпупунер, Вишерский заповедник, Тулымский камень, плато Кваркуш. Средний Урал: гора Колпаки, заповедник Басеги. Южный Урал: Ильменский заповедник. Тема 12. Западная Сибирь (4 часа). Особенности географического положения. Специфика природы региона. История освоения. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины. Югра – древняя земля. Ханты-Мансийск и окрестности. Парк «Самаровский чугас». Обь. Нижневартовск: озеро Самотлор. Самотлорское месторождение. Тюменская область. Тобольск – дорогой декабристов. Ямало-ненецкий автономный округ. Верования ненцев. День оленевода. Заповедные зоны. Мангазея. Северный двойник БАМа - Трансполярная магистраль. Салехард – Лабытнанги – Надым. Омская область: Густав Гасфорт, Омская крепость, «пять озер». Новосибирская область. Новосибирск – «наукоград» России. Барабинская равнина. Умревинский острог. Палеолитическая стоянка «Волчья грива». Озера: Убинское, Чаны, Карачи. Томская область: Таловские Чаши. Обь-Енисейский водный путь. Тема 13. Средняя Сибирь (4 часа). Особенности географического положения, история освоения региона. Специфика природы: с высоты Среднесибирского плоскогорья, край великих рек и «моря тайги». Красноярский край. Красноярск – крупнейший город Восточной Сибири. Пароход-музей «Святой Николай». Государственный природный заповедник «Красноярские Столбы». «Палласово железо» - знаменитый железокаменный метеорит. СаяноШушенская ГЭС. Озеро Тиберкуль. По Енисею. Эвенкийский автономный округ. Озеро Виви – географический центр России. Хатанга – «ворота» на Северный полюс. Таймырский (Долгано-Ненецкий автономный округ). Дудинка. Норильск. Музей мамонта. Остров Диксон. Таймырский заповедник. Плато Путорана: Тальниковый водопад. Хэйро – праздник Солнца. Тема 14. Горы Южной Сибири (2 часа). Особенности природы пояса гор Южной Сибири. Озеро Байкал – жемчужина Сибири. Причины уникальности Байкала. Значение ресурсов Байкала. Экологические проблемы Байкала. Байкальский государственный биосферный заповедник. Алтайский край. Барнаул. Бийск. Республика Алтай. Горно-Алтайск. Телецкое озеро и гора Белуха. Тема 15. Северо-Восточная Сибирь (2 часа). Восточная Сибирь: величие и суровость природы. История освоения региона. Особенности природы Северо-Восточной Сибири. Восточная Сибирь – край будущего. Заповедник «Остров Врангеля» - уголок уникальной арктической природы. Тема 16. Дальний Восток (2 часа). Дальний Восток – край контрастов. Уникальный природно-ресурсный потенциал Дальнего Востока. Особенности природных условий Дальнего Востока. Стихийные природные явления: вулканы, землетрясения, цунами. Камчатка. Вулканы и гейзеры Камчатки. Приморский край: на берегах Японского моря. Сахалин. Курильские острова. Дальневосточный морской заповедник. Круиз по Амуру. Итоговая проектная работа (5 часов). Учебно-тематический план Количество часов, в том числе практические работы Название разделов и тем Основные направления воспитательной деятельности Раздел 1. Вводная часть. 5 Россия: территория, природа, население 1 2,3,8 Территория и акватория России 1 2,3,8 Административно-территориальное устройство России 1 2,4,6 Города Федерального значения. 2 3,5,6 Раздел 2. Регионы России. 29 14 Итого 35 17 3 2,5 Календарно-тематическое планирование Дата проведения 8а Тема 8в Количество часов В том числе п/р 8б 06.09 07.09 04.09 Введение. Инструктаж по ТБ. 1 13.09 14.09 11.09 Тема 1. Россия: территория, природа, население. 1 20.09 21.09 18.09 Тема 2. Территория и акватория России. 1 1 27.09 28.09 25.09 Тема 3. Административно-территориальное устройство России. 1 1 04.10, 18.10 05.10, 12.10 02.10, 09.10 Тема 4. Города Федерального значения. 2 1 25.10, 08.11 19.10, 26.10 16.10, 23.10 Тема 5. Центральная Россия. 2 1 15.11, 22.11 09.11, 16.11 13.11, 20.11 Тема 6. Русский Север. 2 1 29.11 23.11 27.11 Тема 7. Русская Прибалтика. 1 06.12 30.11 04.12 Тема 8. Поволжье. 1 13.12, 20.12 07.12, 14.12 11.12, 18.12 Тема 10. Северный Кавказ. 2 1 27.12, 17.01 21.12, 28.12 25.12, 15.01 Тема 11. Урал. 2 1 24.01, 31.01, 07.02, 14.02 11.01, 18.01, 25.01, 01.02 22.01, 29.01, 05.02, 12.02 Тема 12. Западная Сибирь. 4 2 21.02, 28.02, 07.03, 14.03 08.02, 15.02, 22.02, 01.03 19.02, 26.02, 04.03, 11.03 Тема 13. Средняя Сибирь. 4 2 21.03, 04.04 15.03, 22.03 18.03, 01.04 Тема 14. Горы Южной Сибири.. 2 1 11.04, 18.04 05.04, 12.04 08.04, 15.04 Тема 15. Северо-Восточная Сибирь. 2 1 25.04, 02.05, 19.04, 26.04, 22.04, 29.04, Тема 16. Дальний Восток. 2 1 16.05, 23.05, 03.05, 10.05, 06.05, 13.05,20.05, Итоговая проектная работа. 5 2 33 Итого 35 17 17.05, 24.05, 32 34