Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире искусства" 1-4 класс

Данная рабочая программа внеурочной деятельности «В мире искусства» построена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Россиии, примерными
программами внеурочной деятельности ( Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.), планируемыми результатами
начального общего образования, и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
развития личности учащихся, имеет воспитательную направленность и в соответствии с авторской программой по музыке Е. Д. Критской, Г. П.
Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка.

Начальная школа». В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным
учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Интегрированный курс «В мире искусств» реализует общекультурное и духовно-нравственное направления развития личности.
Ведущей идеей программы является обеспечение развития творческого потенциала учащихся, развития художественного вкуса, устойчивого
интереса к музыке и изобразительной деятельности. Активное восприятие музыки способствует формированию основ музыкальной культуры,
освоением музыкальных произведений, знаний о музыке, а также помогает овладевать практическими навыками в слушании и пении, в игре на
элементарных музыкальных инструментах.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере музыки обусловлена необходимостью
разнообразить досуг младших школьников, сделать его интересным и познавательным.

Также

занятия музыкой

носят психолого –

терапевтический эффект, поэтому они играют большую роль в здоровьесбережении учащихся.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных результатов.
В результате изучения курса «В мире искусства» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения программы по внеурочной деятельности «В мире искусства»:


чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;



уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;



понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;



сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;



сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении
к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;



овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством
учителя;



умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;



умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки
зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:


сформированности

универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой

деятельности:


овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;



овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;



использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;



умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;



умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;



осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Содержание учебного предмета
В предлагаемом курсе «В мире искусства» выделяются несколько содержательных линий:

Содержание курса по изобразительному искусству
Содержание курса
Живопись

Графика.

Скульптура

Аппликация.

Виды деятельности учащихся
Углубление знаний об основных и составных цветах, о
тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов.
Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета
путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета
белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета
серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной
выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных
объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей
Продолжение освоения выразительности графической
неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение
пластичных, свободных линий). Расширение представлений о
контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного
нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью
получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими
графическими материалами - углём, мелом и со спецификой работы
с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования
цветными карандашами. Закрепление представлений о значении
ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического
образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета
человека, предметов быта.
Развитие навыка использования основных приёмов работы
(защипление, заминание, вдавливание и т.д.) пластилином. Работа с
пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов
передачи в объёмной форме.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз),
сказочных персонажей.
Развитие навыка использования техник и обрывной
аппликации, развитие работы с ножницами и получение

Формы организации занятий
 беседы;



практические занятия;



создание проектов;



индивидуальные и групповые
занятия;

Бумажная пластика

Работа с природными
материалами

Организация и обсуждение
выставки детских работ

симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми
цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных
сооружений, овощей, фруктов
Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания

формы, при котором в создании художественного образа участвует
как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после
вырезания дырка. Углубление представлений о получении объема с
помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов
(деревьев, кустов), отдельных фигурок.
Разнообразие природных материалов рас ширяется введением 
в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек,
косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с
парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
При организации выставки педагог активизирует общении е

детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то
новое, что они узнали на занятиях.

коллективная работа;

экскурсии;

диспуты, викторины;

Содержание курса по музыке
Занятия внеурочной деятельности «Музыка вокруг нас» ведутся по программе, включающей несколько разделов:

1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Содержание
На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке,
охраной голоса, инструктажом учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра.
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные
обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки,
снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных
инструментах.
Формы – беседа, прослушивание звуков природы, групповые игры.
2. Тема «Разбудим голосок»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции,

четкой дикции. Распевание. Скороговорки.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие,
визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота,
характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые
приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять,
развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
1. Тема «Развитие голоса»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять
небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок
проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику
поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При
сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных
элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
2. Тема «Музыка вокруг тебя»
Содержание
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в
формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание,
участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его
особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения,
эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.
3. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа и народными инструментами, всё
это расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками,
песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Ансамбль. Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра».
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен.
1. Тема «Творчество»
Содержание

В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки,
небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные
образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние
характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят
интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственноэстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Формы – творческие игры, конкурсы.
2. Тема «Радуга талантов»
Содержание
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с
отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор
музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных
партий. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для музыкально- театрализованных представлений. Подготовка сольных партий.
Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Формы – творческий отчёт, концертная деятельность.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№

Тема занятия

п/п

Кол-во часов
всего

теория
1

практика

1

Звуки окружающего мира

1

2

«Деревянные звуки». Ритмические игры и упражнения.

1

3

«Стеклянные звуки». Ритмические игры и упражнения.

1

0,5

0,5

4

«Металлические звуки». Ритмические игры и упражнения

1

0,5

0,5

5

«Шуршащие звуки».«Звуки природы»

1

0,5

0,5

6

Шумовые и музыкальные звуки

1

0,5

0,5

7

Музыка вокруг тебя

1

0,5

0,5

8

Развитие и охрана голоса

1

0,5

0,5

3

1

2

Музыкальные игры. Упражнение на развитие дыхания

2

1

1

Конкурс «Музыка природы». Заклички. Русские народные игры с пением.

3

3

Цветные карандаши-графический материал.
«Букет астр»-графика. Лепка на плоскости примазыванием, процарапывание
элементов. «Лист клена»
Понятие композиции на листе, размещение элементов
Понятие узора и орнамента в прямоугольнике

4

4

4

4

«Ковер-самолет»
«Коврик по осенним мотивам»

1

9-11 Музыка и ты. «Играю и пою». Музыкально-дидактические игры
12-

1

13
1416
1720
2124
25

0,5

0,5

Рисование животных по представлению.
Жираф. Крокодил
Композиция из засушенных листьев
Создание форм животных и насекомых с элементами похожими на осенние листья

1

1

2

2

29

Изучение приемов работы графическими материалами. Животное с шерстью

1

30-

Создание формы животного путем деления и вытягивания частей
Слон и слоненок.

3

3

Особенности соседства теплых и холодных цветов «Жар-птица»

1

1

26
2728

32
33

33

1

8

25

Дата

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
Название темы

№ п/п
1
2
3
4-5
6
7-9
10
11-12
13
14
15
16
17
18-20

20-25
26-28
29

всего
Музыка и мы. Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию»
Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах. Весело –
грустно. В. Шаинский «Антошка»
Прекрасен мир – пойми язык живой природы. Слушание музыки: П.
Чайковский «Песнь косаря», «Осенняя песнь»
В гостях у музыкальных инструментов
(посещение музыкального театра).
«Музыкальные движения».
«Вокальная гимнастика». Упражнение на развитие дыхания. О голосе. О
дыхании.
Верный друг. Э. Денисов - музыка к сказкам «Маленький принц», «Малыш
и Карлсон».
Разучивание песен.
Сравнение оттенков одного цвета. Моделирование пейзажей.
Правила поведения в музее, театре и на концерте.
Слушание музыки: Чайковский «Времена года».
Мой голос- мой инструмент
«Радуга талантов»
Классификация основных цветов, их сравнение и различение. Выполнение
набросков с натуры. Моделирование пейзажей и натюрмортов.Сравнение
оттенков одного цвета. Моделирование пейзажей.
Скульптура. Особенности данного жанра искусства. Лепка Дымковской
игрушки.
Анализ приема получения живописного пятна. Исследование особенностей
строения разных деревьев.Язык живой природы.
Создание образа на основе фантазии. Герои сказок на основе цилиндра

Количество часов
теория

практика

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

2

0,5

0,5

1
3

0,5
1

0,5
2

1

0,5

0,5

1
1
1
1
1
1
3

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2

6

1

5

3

1

2

1

0,5

0,5

30
31-32
33
34

Как прекрасен этот мир – посмотри!
(экскурсия в парк).
Природа в живописи (рисование пейзажа, организация выставки работ).

1

Композиционное решение сюжета в графике
Ветка за моим окном
Урок-обобщение

1

Итого

0,5

2

2

1
34

0,5

0,5

0,5

12

1
22

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№
п/п

Тема занятия
Дата

всего
1
1
1
1
1
1

Кол-во часов
теория
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

практика
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
2
3
4
5
6

Жанры музыки.
Великие композиторы и художники прошлого века.
В гостях у музыкальных инструментов.
«Волшебные нотки»
«Вокальная гимнастика». Работа над репертуаром.
Музыкальные театры.

7
8

Дыхание и звук. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки.
«Тайны инструментов». Музыка и
книги.

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

9-12

«Я красиво петь могу». Вокально-хоровая работа Сольная и
хоровая деятельность.Разучивание песен.
Концерт камерной музыки: романс.

4

0,5

0,5

1

1

«Вокальная гимнастика»
Музыкальный калейдоскоп.

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

«Радуга талантов»
Павловопосадские платки.
Замкнутый орнамент. Жостовские подносы. Школа народного
искусства.
Пейзаж как жанр.
Композиция в пейзаже. Учимся у мастеров.
Натюрморт. Композиция в натюрморте.
Учимся у мастеров.
Иллюстрация к сказке. Портрет сказочного персонажа

1
1
2

0,5

0,5

Природа в живописи

13
14
1516
17
18
1920
2123
2427
2830
31

1
1

4

4

3

3

1

1

3234

(конкурс рисунков).
Праздничный декор.
Писанки. Твои творческие достижения.

3

Итого

34

3

7

27

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9-12
13
14
15
16
17
18
19

2022
2326
2730
3132
3334

Дата

Название темы
Вводное занятие. Музыкальная игра.Мир волшебных звуков
Развитие и охрана голоса
Звучит, поёт моя душа
Пусть музыка звучит
Музыкальный «Семицветик»
Кто кого перепоет. Скороговорки.
«Я слышу музыку»
Вальс цветов. Слушание музыки.
Дыхание и звук. Артикуляционная гимнастика. Разучивание песен.
Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?»
В гостях у музыкальных инструментов (посещение музыкально
театра).
Дыхание и звук. Артикуляционная гимнастика. Разучивание песен
Обрядовые песни. Заклички.
«Радуга талантов»
Пейзаж из сухих листьев
Натюрморт в гризайли.
Гризайль.
Пастель, цветные мелки-средства графического изображения «На
прогулке»
Аппликация с использованием разнообразных техник – вырезание,
обрывание. «Космический пейзаж»
Зеленый, фиолетовый, оранжевый и их пары.
Узор в полосе.
Печать сухой кистью.
Натюрморт с маками.
Творческий конкурс.
Итого

всего
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1

Кол-во часов
теория
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

практика
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
4

0,5

0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

3

3

4

4

4

4

2

1

2
34

1
2

9

25

Учебно-методическая литература:
- «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений». Авторы: Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов,М.«Просвещение»2013
- Учебная программа по музыке Г.С. Ригиной. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С.В.
Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.
- «Мир вокального искусства» 1-4 классы - программы, разработки занятий, методические рекомендации. Автор-составитель Г.А. Суязова. –
Волгоград: Учитель, 2014.
- «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская
Н.В., Посевина Г.Д., 2012г.
Перечень Интернет-ресурсов
1. http://www.solnyshko.ee/
2. http://www.uroki.net/
3. http://www.zankov.ru/
4. http://www.viki.rdf.ru/
5. http://www.nachalka.com/photo
6. http://www.n-shkola.ru/
7. http://www.uchportal.ru/load/46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34740)21741

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».