Рабочая программа по учебному предмету Химия.

Пояснительная записка
Программа курса химии основной общеобразовательной школы рассчитана на учащихся 8–9 классов. От типовых программ, уже
действующих в настоящее время в средних школах России, ее отличают в первую очередь более выверенные междисциплинарные связи и
более точный отбор фактологического материала, необходимого для создания целостного естественно - научного восприятия мира,
комфортного и безопасного взаимодействия с окружающей средой в условиях производства и в быту.
Программа построена таким образом, что главное внимание в ней уделяется тем разделам химии, терминам и понятиям, которые так или
иначе связаны с повседневной жизнью, а не являются «кабинетными знаниями» ограниченного круга лиц, чья научная
или производственная деятельность тесно связана с химической наукой.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования.
Программа рассчитана на 136 ч — по 2 ч в неделю в каждом классе.
В течение первого года обучения (8 класс) главное внимание уделяется формированию у учащихся элементарных химических навыков,
химического языка и химического мышления в первую очередь на объектах, знакомых им из повседневной жизни (кис
лород, воздух, вода). В 8 классе авторы сознательно избегают сложного для восприятия учащихся понятия «моль», практически не
используют расчетные задачи. Основная идея этой части курса — привить учащимся навыки описания свойств различных веществ,
сгруппированных по классам, а также показать связь между их строением и свойствами. На втором году обучения (9 класс) рассматриваются
основы стехиометрии, изучаются теории электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных превращений. На их основе
подробно рассматриваются свойства неорганических веществ: металлов, неметаллов и их соединений. В специальном разделе кратко
рассматривают
ся элементы органической химии и биохимии. В целях развития химического взгляда на мир в курсе проводятся широкие корреляции между
полученными в классе элемен тарными химическими знаниями и навыками и свойствами объектов, которые известны школьникам в
повседневной жизни, но до этого воспринимались ими лишь на бытовом уровне. Учащимся предлагается посмотреть на драгоценные и
отделочные камни, стекло, фаянс, фарфор, краски, продукты питания, современные материалы. В программе расширен круг объектов,
которые описываются и обсуждаются лишь на качественном
уровне без использования громоздких химических уравнений и сложных формул. Авторы обращают большое внимание на стиль изложения,
который позволяет вводить и обсуждать химические понятия и термины в доступной и наглядной форме. В этой связи постоянно
подчеркиваются междисциплинарные связи химии с естественными и гуманитарными науками.
Общая характеристика учебного предмета

Химия входит в число естественных наук, изучающих природные явления, внешние по отношению к человеку. В центре внимания химии
находятся вещества, их свойства и превращения, а также вытекающее из свойств применение. Поэтому изучение химии имеет как
фундаментальные цели построения единой естественнонаучной картины мироздания, так и сугубо практические, связанные с применением
конкретных веществ
в технике, промышленности, сельском хозяйстве и в быту. Важнейшими содержательными линиями школьного курса химии могут быть
условно названы «вещество», «химическая реакция», «применение веществ» и «язык химии». Блок «Вещество» включает знания о
веществах: составе, строении и свойствах (физических и химических), включая анализ биологической активности и токсичности. Блок
«Химическая реакция» предусматривает знакомство с условиями и закономерностями протекания химических реакций, системой
классификации химических реакций и
способами управления реакциями. Особенно следует выделить реакции, осуществляемые в промышленности. Блок «Применение веществ»
несет в себе информацию об областях применения соединений. Эта информация должна логически следовать из анализа свойств веществ
(блок «Вещество»), так как именно свойства веществ определяют их применение. Блок «Язык химии» включает в себя важнейшие понятия и
термины химии, а также химическую номенклатуру. В этот блок также входят и важнейшие теории и концепции — атомно - молекулярное
учение, закон сохранения массы, Периодический закон Д. И. Менделеева.
Два блока («Вещество» и «Применение веществ») включают в себя описательную часть – знакомство с конкретными веществами и
областями их применения. Два других блока («Химическая реакция» и «Язык химии») включают в себя основные термины, теории и учения
современной химии. Именно они служат основой формирования теоретических представлений о химии как науке, указывают на место
химии в ряду естественнонаучных
дисциплин.
Место учебного предмета в учебном плане
Основное общее образование направлено на подготовку учащихся к осознанному выбору жизненного и профессионального пути,
воспитание умения самостоятельно ставить цели
и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни за пределами школы. В
стандартах второго поколения выделены три главные цели основного общего образования. Это основанное на приобретенных знаниях
формирование целостного представления о мире, приобретение опыта разнообразной деятельности и подготовка к осуществлению
осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Изучение химии на
второй ступени общего образования должно обеспечить: 1) формирование системы химических знаний как части естественно - научной
картины мироздания; 2) развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование
гуманистических отношений, воспитание бережного отношения к природе; 3) понимание потребности общества в развитии химии и

возможности выбора химии в качестве будущей специальности; 4) приобретение навыка безопасной работы с веществами, включая те, с
которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни (средства бытовой химии, лекарства, удобрения).
Изучение химии в 8—9 классах должно строиться по принципу интенсивного взаимодействия с другими дисциплинами как
естественнонаучными (физика, биология, экология), так и точными (математика, информатика) и гуманитарными (география, история,
история культуры, литература). Важно, чтобы к химической компоненте единого по своей сути естественнонаучного образования
обращались и при изучении физики, биологии, экологии.
Изучение химии в основной школе преследует четыре важнейшие цели. Во - первых, это формирование у учащихся умения видеть и
понимать ценность образования, важность химического знания для каждого индивида вне зависимости от области и сферы его деятельности,
во - вторых, воспитание умения анализировать факты, сравнивать объекты и явления, проводить анализ объектов и их классификацию по
различным признакам сравнения, использовать критерии оценки и связывать их с определенной системой ценностей, формулировать и
обосновывать собственную позицию. В-третьих, формирование у учащихся целостного естественнонаучного представления о мире и о роли
в нем химических знаний, умение объяснять сущность наблюдаемых процессов с использованием языка химии и химических концепций.
Четвертая цель может быть сформулирована как приобретение учащимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания,
ключевых компетентностей, направленных как на решение конкретных жизненных проблем, так и на принятие решений, поиск, анализ и
обработку информации, приобретение навыков сотрудничества, работы в коллективе, безопасного
обращения с веществами.
Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета
В концепции модернизации российского образования одним из основных является вопрос о достижении нового качества образования. Он
требует по - новому сформулировать планируемые цели и результаты образования. В новых условиях главным результатом образования
становится способность молодых людей, заканчивающих школу, нести
личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Это предполагает как освоение учащимися социальных
навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию в условиях меняющегося общества, так
и социальную мобильность школьников, их способность к быстрой смене социальных и экономических ролей, возможность активного и
творческого участия в общественном прогрессе. В то же время очевидно, что в социальной жизни осознанная личная
ответственность невозможна без сформированной системы ценностных ориентаций.
Цели образования:
•развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

• умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение
использовать возможности правовой системы государства);
• готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
• толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Основным результатом преподавания школьных дисциплин должна стать не только система фундаментальных знаний, практических умений
и навыков, но и набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско - правовой, коммуникационной, информационной и
прочих сферах.
Результаты изучения химии в основной школе можно подразделить на личностные, предметные и метапредметные. Метапредметные
результаты образовательной деятельности — это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при
решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Условно
метапредметные результаты можно назвать межпредметными. Они обеспечивают владение знаниями и универсальными способами
деятельности как собственными инструментами личностного развития.
Предметные результаты освоения программы учебной дисциплины – это приобретенные учащимися умения и навыки, конкретные
элементы социокультурного опыта, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности в рамках данного учебного предмета.
Личностные результаты обучения — это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей
их индивидуальноличностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные
результаты свидетельствуют о превращении знаний и способов деятельности, приобретенных учащимися в образовательном процессе, в
сущностные черты характера, мировоззрение, убеждения, нравственные принципы.
Все это служит базисом для формирования системы ценностных ориентаций и отношения личности к себе, другим людям,
профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.
В программе личностные результаты сформированы в конце каждого класса, а предметные и метапредметные — в конце каждой темы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 3 ч— резервное время)
Введение. Место химии среди естественных наук.
Предмет химии (1 ч)
Тема 1. Первоначальные химическиепонятия (15 ч)
Вещество. Чистые вещества и смеси. Методы разделения смесей (фильтрование, отстаивание, выпаривание, перегонка).
Атомно - молекулярное учение. Значение работ М. В. Ломоносова и Дж. Дальтона для формирования атомистического мировоззрения.
Химический элемент как вид атомов. Символы элементов. Распространенность элементов на Земле и в космосе. Молекула как мельчайшая

частица вещества, обладающая его химическими свойствами. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства
состава веществ, имеющих молекулярное строение. Химические формулы. Массы атомов и молекул. Понятие об относительной атомной и
молекулярной массе. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Органические и неорганические вещества.
Изменения, происходящие с веществами. Физические явления и химические реакции. Признаки химических реакций. Химические процессы
в окружающем нас мире. Закон сохранения массы веществ. Уравнение химической реакции. Основные типы химических реакций:
разложение, соединение, замещение, обмен. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой
доли элемента в химическом соединении.
Демонстрационные опыты. Образцы индивидуальных веществ
(металлы, неметаллы, сложные вещества) и смесей (растворы, гранит). Горение магния. Кипение спирта. Горение спирта. Опыты,
подтверждающие закон сохранения массы веществ. Образование аммиака при растирании смеси гашеной извести с хлоридом аммония.
Опыты, демонстрирующие появление окраски при смешении двух растворов (таннина и сульфата железа (II), сульфата меди (II) и аммиака,
желтой кровяной соли и хлорида железа (III), нитрата свинца (II) и иодида калия, фенолфталеина и щелочи). Разделение смеси медного
купороса и серы растворением.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами простых и сложных веществ. 2. Разделение смесей. 3. Химические явления (прокаливание
медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой, разложение сахара при нагревании). 4. Разложение малахита.
5. Составление шаростержневых моделей простейших молекул. Практические работы. 1. Знакомство с лабораторным оборудованием.
Правила безопасности при работе в химической лаборатории. 2. Очистка загрязненной поваренной соли.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
давать определения понятий: «элемент», «атом», «молекула», «вещество», «простые и сложные вещества», «относительная атомная масса»,
«относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента в соединении», «химическая реакция»; описывать свойства различных
веществ; наблюдать проводимые самостоятельно и другими учащи
мися опыты; проводить химический эксперимент; оказывать первую помощь при отравлениях и травмах в лаборатории.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
проводить классификацию веществ по числу видов атомов, входящих в состав вещества;
систематизировать и обобщать различные виды информации (в том числе зрительную — о цвете вещества и его агрегатном состоянии,
обонятельную — о его запахе, умозрительную,взятую из справочника).
Тема 2. Кислород. Водород. Вода. Растворы (12 ч)

Кислород, его распространенность в природе, физические и химические свойства, получение в лаборатории и применение. Оксиды металлов
и неметаллов.
Валентность. Составление формул по валентности. Воздух — смесь газов. Выделение кислорода из воздуха. Понятие об инертных газах.
Горение сложных веществ в кислороде. Строение пламени, температура воспламенения. Плазма. Тушение пожаров. Огнетушитель.
Медленное окисление. Понятие об аллотропии. Озон —аллотропная модификация кислорода. Водород, его распространенность в природе,
физические и
химические свойства, получение в лаборатории и применение.
Кислоты и соли. Составление формул солей. Соли, используемые в быту. Вода, ее физические свойства. Получение дистиллированной воды.
Круговорот воды в природе.
Растворы. Растворимость веществ в воде. Зависимость растворимости от температуры и давления. Массовая доля растворенного вещества.
Кристаллогидраты. Химические свойства воды. Получение кислот при взаимодействии оксидов неметаллов с водой. Понятие об
основаниях.Получение щелочей при взаимодействии с водой активных
металлов или их оксидов. Представление о кислотноосновных индикаторах.
Демонстрационные опыты. Горение угля, серы, фосфора и железа в кислороде. Приемы тушения пламени. Получение водорода в аппарате
Киппа, горение водорода на воздухе. Восстановление оксида металла водородом. Взрыв гремучего газа. Взаимодействие оксида фосфора (V)
с водой. Перегонка воды. Увеличение объема воды при замерзании. Зависимость растворимости соли от температуры. Выпадение
кристаллов при охлаждении насыщенного раствора (нитрата калия, алюмокалиевых квасцов, иоди
да свинца). Меры безопасности при работе с кислотами. Взаимодействие натрия с водой. Взаимодействие водяного пара с железом. Гашение
извести. Разложение воды электрическим током.
Лабораторные опыты. 6. Получение кислорода при разложении кислородсодержащих соединений. 7. Получение водорода и изучение его
свойств. 8. Дегидратация медного купороса. 9. Растворимость твердых веществ в воде и ее зависимость от температуры. 10. Распознавание
растворов кислот и оснований с помощью индикаторов.
Практические работы. 3. Получение кислорода разложением перманганата калия и изучение свойств кислорода. 4. Приготовление раствора с
заданной массовой долей растворенного вещества.Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: давать определения понятий: «валентность», «оксид», «кис
лота», соль», «основание», «раствор», «массовая доля растворенного вещества»;
описывать свойства кислорода, водорода, воды; знать способы получения кислорода и водорода в промышленности и в лаборатории;
проводить химический эксперимент по получению кислорода; составлять формулы сложных веществ по валентности.
Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь: проводить классификацию сложных веществ по отдельным
классам; сравнивать свойства различных веществ (на примере кислорода и водорода);
проводить корреляцию между свойствами вещества и его применением (на примере кислорода и водорода); знать способы очистки воды от
примесей и осознавать необ
ходимость бережного отношения к водным запасам страны; использовать индуктивный и дедуктивный подходы при анализе свойств
веществ.
Тема 3. Основные классы неорганических
соединений (11 ч)
Оксиды, их классификация, взаимодействие с водой, кислотами и щелочами. Взаимодействие между кислотными и основными оксидами.
Кислоты, их классификация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Понятие о ряде напряжений
металлов. Основания, их классификация, взаимодействие щелочей с
кислотными оксидами, кислотами и солями. Разложение нерастворимых в воде оснований при нагревании. Амфотерные оксиды и
гидроксиды. Реакция нейтрализации. Кислотно - основные индикаторы. Соли, их реакции с кислотами, щелочами и другими солями.
Понятие о кислых и основных солях. Условия, при которых реакция обмена протекает до конца. Генетическая связь между основными
классами неорганиче
ских соединений. Демонстрационные опыты. Знакомство с образцами оксидов.
Химические свойства растворов кислот, солей и щелочей. Реакция нейтрализации. Взаимодействие оксида меди с серной кислотой.
Взаимодействие карбоната магния с серной кислотой. Осаждение и растворение осадков солей и нерастворимых гидроксидов. Лабораторные
опыты. 11. Химические свойства основных и кислотных оксидов. 12. Условия необратимого протекания реакций обмена. 13. Химические
свойства кислот и оснований. 14. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. 15. Получение амфотерного
гидроксида и изучение его свойств. 16. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии фенолфталеина. Практические работы. 5.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений (выполнение цепочки химических превращений).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: давать определения понятий: «валентность», «оксид», «кис
лота», «соль», «основание», «раствор», «массовая доля растворенного вещества»;
описывать свойства кислорода, водорода, воды; знать способы получения кислорода и водорода в промышленности и в лаборатории;
проводить химический эксперимент по получению кислорода; составлять формулы сложных веществ по валентности.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: проводить классификацию сложных веществ по отдельным

классам; сравнивать свойства различных веществ (на примере кислорода и водорода); проводить корреляцию между свойствами вещества и
его применением (на примере кислорода и водорода); знать способы очистки воды от примесей и осознавать необ
ходимость бережного отношения к водным запасам страны; использовать индуктивный и дедуктивный подходы при анализе свойств
веществ.
Тема 4. Периодический закон Д. И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение веществ в твердом, жидком и
газообразном состояниях (16 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Группы элементов со сходными свойствами. Амфотерные оксиды и гидроксиды на
примере цинка. Периодический закон
и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Структура Периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Научный подвиг Д. И. Менделеева. Предсказание свойств
еще не открытых элементов. Планетарная модель строения атома. Атомное ядро. Изотопы. Порядковый номер химического элемента —
заряд ядра его атома. Современная формулировка Периодического закона. Распределение электронов в электронных слоях атомов
химических элементов 1—3го периодов. Характеристика химических элементов № 1—20 на основании их положения в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения их атомов. Металлы и неметаллы в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева. Электроотрицательность. Ковалентная связь. Механизм образования, полярная и неполярная связь.
Направленность и насыщенность ковалентной связи. Свойства ковалентных соединений. Ионная связь. Координационное число. Строение
твердых веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Атомные и молекулярные кристаллы. Ионные кристаллы. Демонстрационные
опыты. Показ образцов щелочных металлов и галогенов. Получение оксидов некоторых элементов 3го периода из простых веществ,
растворение их в воде и испытание растворов индикаторами. Возгонка иода. Образцы ионных и ковалентных соединений. Модели
кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление летучести различных жидкостей и твердых тел. Сжижение
сернистого газа или знакомство с образцом сжиженного газа.
Лабораторные опыты. 17. Знакомство с образцами металлов и неметаллов. 18. Знакомство со свойствами ковалентных и ионных соединений.
19. Амфотерные свойства гидроксида цинка.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: рассматривать атом как химически неделимую частицу слож
ного строения; знать историческую и современную формулировки Периодического закона Д. И. Менделеева; описывать и моделировать
электронное строение атомов

элементов малых периодов; давать определение понятия «химический элемент»; представлять двойственную (корпускулярноволновую)
природу электрона; прогнозировать свойства неизученных веществ, пользуясь Периодической системой химических элементов Д. И.
Менделеева и зная свойства уже изученных.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: понимать логику научного познания; строить, выдвигать и формулировать гипотезы; сопоставлять оппозиционные
точки зрения на научную проб
лему; на конкретных примерах иллюстрировать сложность строения материи (корпускулярноволновой дуализм электрона), условность
любой классификации при большом многообразии веществ, каждое из которых обладает уникальными свойствами.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен: знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области
химии и культурные традиции (в частности, научные традиции)своей страны; общемировые достижения в области химии; основные
принципы и правила отношения к природе; основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правила поведения в
чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; основные права и обязанности гражданина
(в том числе учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением; социальную значимость и
содержание профессий, связанных с химией; испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее
развития; уважение и принятие достижений химии в мире; любовь к природе; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и
др.) — уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций всех
участников; чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с миром веществ и их превращений; самоуважение и
эмоциональноположительное отношение к себе; признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения,
самореализации, социального при
знания; осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты; готовность
(или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам; проявлять: экологическое
сознание; доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается; обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный интерес,
инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовности
к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и
технологий для развития общества; уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется
(мотивами); выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых
коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии; выполнять ретроспективную самооценку, заключающуюся в

оценке процесса и результата изучения курса химии основной школы, подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов;
строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;
осознавать собственные ценности и соответствие их принимае
мым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения
и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах своих
возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личностии общества.
9 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 3 ч— резервное время)
Тема 1. Стехиометрия. Количественные отношения в химии (12 ч)
Расчеты по химическим формулам — нахождение массовой доли элемента в соединении. Вывод формулы соединения. Моль — единица
количества вещества. Закон Авогадро. Молярный объем идеального газа. Абсолютная и относительная плотность газов. Расчеты по
уравнениям реакций. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из
реагентов или продуктов. Расчеты объемных отношений газов в реакциях. Расчеты по уравнениям реакций в случае, когда одно из веществ
находится в недостатке. Вычисление массы одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю
примесей.
Выход химической реакции. Определение выхода. Демонстрационные опыты. Показ некоторых соединений количеством вещества 1 моль.
Демонстрация молярного объема
идеального газа.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: проводить расчеты по формулам и уравнениям химических
реакций; оперировать понятием «моль»; различать абсолютную и относительную плотности газов; понимать смысл формулы химического
соединения и уравнения реакции.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: применять имеющиеся знания и навыки арифметических и алгебраических расчетов к решению химических задач;
развивать способности генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.
Тема 2. Химическая реакция (12 ч)
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация кислот, солей и оснований. Сильные и слабые
электролиты. Степень диссоциации. Ион гидроксония. Донорноакцепторный механизм образования ковалентной связи. Реакции ионного
обмена и условия их протекания. Окислительновосстановительные реакции. Степень окисления. Процессы окислениявосстановления.

Составление электронного баланса. Типичные окислители и восстановители. Принцип действия химических источников тока. Электролиз.
Тепловой эффект химической реакции. Понятие о скорости
химической реакции. Катализаторы. Классификация химических реакций по различным признакам: изменению степени окисления
химических элементов, поглощению или выделению энергии, наличию или отсутствию катализатора.
Демонстрационные опыты. Электропроводность воды и водных растворов различных соединений. Разложение дихроматааммония.
Экзотермические и эндотермические реакции. Влияние различных факторов (температура, концентрация, степень измельчения твердого
вещества) на скорость взаимодействия цинка с соляной кислотой.
Лабораторные опыты. 20. Проведение реакций обмена в растворах электролитов.
21. Определение кислотности среды растворов различных веществ. 22. Каталитическое разложение пероксида водорода.
Практические работы. 6. Экспериментальное решение задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: давать определения понятий: «электролит», «неэлектролит»,
«электролитическая диссоциация», «степень диссоциации», «равновесие», «скорость реакции», «окислитель», «восстановитель»,
«окисление», «восстановление», «электролиз», «тепловой эффект химической реакции», «экзотермический и эндотермический процессы»;
разделять электролиты на сильные и слабые; записывать сокращенные и полные ионные уравнения реакций; формулировать признаки
необратимого протекания реакций обмена в водных растворах электролитов; знать классификацию химических реакций по обратимости;
формулировать принцип Ле Шателье и анализировать факторы (на качественном уровне), влияющие на величину скорости химической
реакции; понимать сущность окислительновосстановительной реак
ции как процесса переноса электронов; описывать (в том числе и уравнениями реакций) процессы, протекающие при электролизе расплавов
электролитов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: строить классификацию сразу по нескольким признакам
сравнения (на примере химических реакций), понимая ограниченность любой классификации; осуществлять химический эксперимент
(например, исследование электропроводности твердых веществ и растворов, проведение реакций обмена в растворах электролитов);
анализировать экспериментальные данные; классифицировать вещества по разным признакам сравнения, в том числе с точки зрения
электропроводности их растворов; классифицировать химические реакции по числу и виду реагентов и продуктов, выделению или
поглощению теплоты, обратимости, наличию переноса электронов; строить графические модели химических процессов (диссоциация,
гидратация); строить, выдвигать и формулировать гипотезы; сопоставлять оппозиционные точки зрения на научную проблему.
Тема 3. Химия неметаллов (18 ч)

Элементы неметаллы. Особенности электронного строения, общие свойства.
Галогены — элементы главной подгруппы VII группы. Общая характеристика подгруппы. Возможные степени окисления.Особенности
фтора. Хлор, его распространенность в природе,получение, физические и химические свойства, применение.Хлороводород. Соляная кислота
и ее соли. Качественная реакция на хлоридион. Определение иода крахмалом. Порядок вытеснения одного галогена другим из растворов
галогенидов.
Сера, ее нахождение в природе, аллотропия, физические и химические свойства. Сероводород. Сульфиды. Сернистый газ. Оксид серы (VI)
(серный ангидрид) и серная кислота. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Получение и применение серной
кислоты (без технологической схемы). Качественная реакция на сульфатион. Азот, его нахождение в природе, валентные возможности атома
азота. Азот как простое вещество. Физические и химические свойства, получение, применение. Проблема связывания атмосферного азота.
Представление о минеральных удобрениях. Аммиак. Строение молекулы, физические и химические свойства, получение (без
технологической схемы) и применение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксиды азота. Азотная кислота. Получение,
физические и химические свойства, реакция с металлами. Применение азотной кислоты. Нитраты. Круговорот азота. Фосфор. Белый
фосфор. Получение и применение красного фосфора. Оксид фосфора (V) (фосфорный ангидрид) и фосфорная кислота. Алмаз и графит —
аллотропные модификации углерода. Адсорбция. Угарный газ, его свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ,
угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. Парниковый эффект и его последствия. Кремний. Оксид кремния (IV), кремниевая кислота
и силикаты. Стекло. Керамика. Цемент и бетон. Стекло — пример аморфного материала. Химическое загрязнение окружающей среды
оксидами серы
и азота. Демонстрационные опыты. Получение хлора и изучение свойств хлорной воды. Качественная реакция на хлоридионы. Реакция
соединения серы и железа. Действие концентрированной серной кислоты на медь и сахарозу. Обугливание лучинки
концентрированной серной кислотой. Горение сероводорода. Осаждение сульфидов металлов. Получение сернистого газа. Качественная
реакция на сернистый газ. Растворение аммиака в воде. Аммиачный фонтан. Получение аммиака из хлорида аммо
ния и его взаимодействие с хлороводородом. Взаимодействие меди с разбавленной и концентрированной азотной кислотой. Взаимодействие
фосфорного ангидрида с водой. Поглощение активированным углем газов и веществ, растворенных в воде.
Знакомство с кристаллическими решетками графита и алмаза. Лабораторные опыты. 23. Изучение свойств соляной кислоты. 24. Знакомство
с образцами серы и сульфидов металлов. 25. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли. 26. Распознавание сульфитов. 27.
Разложение хлорида аммония. 28. Свойства ортофосфорной кислоты и ее солей. 29. Знакомство с образцами минеральных удобрений. 30.
Ознакомление со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на карбонатион. 31. Свойства кремниевой кислоты и
растворов силикатов. 32. Ознакомление с образцами природных силикатов, строительных материалов, мелом, известняком, мрамором,

кварцем, глиной, полевым шпатом. Практические работы. 7. Экспериментальное решение задач по теме «Неметаллы». 8. Получение
аммиака и опыты с ним. 9. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: описывать и различать изученные химические вещества
(хлор, хлороводород, хлориды, серу, сероводород, сернистый газ, серную кислоту и ее соли, азот, аммиак, азотную кислоту и ее соли,
фосфор, фосфорную кислоту, углерод, угарный и углекислый газы, угольную кислоту и ее соли, оксид кремния, кремниевую
кислоту и ее соли); качественно определять наличие в соединениях анионов соляной, серной, угольной и кремниевой кислот;
классифицировать изученные химические соединения по разным признакам; описывать демонстрационные и лабораторные эксперименты с
изученными веществами; анализировать эксперименты и теоретические сведения, делать из них умозаключения и выводы.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: использовать такие интеллектуальные операции, как анализ
и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, поиск аналогов; иллюстрировать на конкретных примерах сложность строения материи,
многообразие веществ; объяснять причины этого многообразия (на примере простых веществ — аллотропия); расширять интеллектуальный
кругозор знаниями об истории открытия элементов и их соединений, об основных принципах и закономерностях естественных наук.
Тема 4. Химия металлов (10 ч)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов металлов. Понятие о
металлической связи. Общие свойства металлов. Способы получения металлов. Понятие о металлургии. Ряд напряжений металлов.
Вытеснение одного металла другим из раствора соли. Значение металлов в народном хозяйстве. Щелочные металлы. Общая характеристика
подгруппы. Натрий, его физические свойства, взаимодействие с неметаллами и водой. Хлорид натрия - поваренная соль. Карбонат и
гидрокарбонат натрия, их применение и свойства. Окрашивание пламени солями натрия. Кальций — представитель семейства
щелочноземельных металлов. Физические свойства, взаимодействие с неметаллами и водой. Соединения кальция. Мрамор. Гипс. Известь.
Строительные материалы. Окрашивание пламени солями кальция.
Алюминий. Физические и химические свойства, применение. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Дуралюмин как основа
современной авиации. Железо. Физические и химические свойства (взаимодействие с кислородом, кислотами, хлором). Соединения железа
(II) и железа (III). Качественная реакция на ион железа (III). Чугун и сталь — важнейшие сплавы железа. Закаленная и отпущенная сталь.
Коррозия железа. Демонстрационные опыты. Взаимодействие натрия и кальция с водой. Горение натрия в хлоре. Окрашивание пламени
солями натрия и кальция. Взаимодействие алюминия с водой, растворами кислот и щелочей. Восстановление оксида железа (III) алю

минием. «Сатурново дерево» (взаимодействие цинка с раствором нитрата свинца). Получение железного купороса растворением железа в
серной кислоте. Окисление гидроксида железа (II) на воздухе. Коррозия железа. Лабораторные опыты. 33. Знакомство с образцами металлов
и сплавов (работа с коллекциями). 34. Растворение магния, железа
и цинка в соляной кислоте. 35. Вытеснение одного металла другим из раствора соли. 36. Осаждение и растворение гидроксида алюминия. 37.
Определение соединений железа (III) в растворе при помощи роданида калия.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: формулировать общие свойства металлов как химических
элементов и простых веществ; описывать электронное строение атомов элементов металлов; описывать и анализировать свойства простых
веществ металлов (на примере щелочных металлов, кальция, алюминия, железа) и их соединений; проводить самостоятельно, наблюдать (на
уроке и в повседневной жизни), описывать и анализировать химические явления, характеризующие различные свойства металлов и их
соединений; качественно определять наличие в соединениях натрия, ка
лия, кальция, железа.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: моделировать строение атомов элементов металлов (на при
мере элементов малых периодов и железа);делать выводы; проводить корреляцию между составом, строением и свойствами веществ;
определять цели и задачи деятельности и применять их на практике.
Тема 5. Обобщение сведений об элементах и неорганических веществах (10 ч)
Закономерности изменения свойств элементов и простых веществ в главных подгруппах и в малых периодах. Закономерности изменения
свойств сложных соединений элементов –
высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений. Демонстрационные опыты. Образцы простых веществ металлов и
неметаллов 2го и 3го периодов.
Лабораторные работы. 38. Испытание индикатором водных растворов водородных соединений азота, кислорода, серы и хлора.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: структурировать изученный материал и химическую инфор мацию, полученную из других источников.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: понимать логику научного познания;строить, выдвигать и формулировать гипотезы, сопоставлять оппозиционные
точки зрения на научную проблему; на конкретных примерах иллюстрировать сложность строения материи (корпускулярноволновой
дуализм электрона), условность любой классификации при большом многообразии веществ, каждое из которых обладает уникальными
свойствами.

Личностные результаты обучения
Учащийся должен: знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области
химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны; общемировые достижения в области химии; основные
принципы и правила отношения к природе; основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правила поведения в
чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; основные права и обязанности гражданина (в том числе
учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением; социальную значимость и содержание
профессий, связанных с химией; испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития;
уважение и принятие достижений химии в мире; любовь к природе; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) —
уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций всех
участников; чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с миром веществ и их превращений; самоуважение и
эмоциональноположительное отношение к себе; признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения,
самореализации, социального
признания; осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты;
готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам; проявлять:
экологическое сознание; доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи
тем, кто в ней нуждается; обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный интерес,
инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность
к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и
технологий для развития общества; уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется
(мотивами); выполнять самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов,
соответствующих этапам и способам изучения курса химии; выполнять ретроспективную самооценку, заключающуюся в оценке процесса и
результата изучения курса химии основной школы, подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов; строить жизненные и
профессиональные планы с учетом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий; осознавать собственные
ценности и соответствие их принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выде
лять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах
своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью
и безопасности личности и общества.

№
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Дата
9 а 04.09
9б 05.09
9 в 07.09
9 а 05.09
9 б 07.09
9 в 08.09
9 а 11.09
9 б 12.09
9 в 14.09
9 а 12.09
9 б 14.09
9 в 15.09
9 а 18.09
9 б 19.09
9 в 21.09
9 а 19.09
9 б 21.09
9 в 22.09
9 а 25.09
9 б 26.09
9 в 28.09
9 а 26.09
9 б 28.09
9 в 29.09
9 а 02.10
9 б 0310
9 в 06.10
9 а 03.10
9 б 05.10
9 в 12.10

Тема урока
Повторение и обобщение пройденного материала
Моль — единица количества вещества
Молярная масса
Расчеты по уравнениям реакций
Решение расчетных задач
Закон Авогадро. Молярный объем газов
Расчеты по уравнениям реакций с участием газов
Решение задач
Обобщающий урок
Контрольная работа № 1

Примечания

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

9 а 09.10
9 б 10.10
9 в 13.10
9 а 10.10
9 б 12.10
9 в 19.10
9 а 16.10
9 б 17.10
9 в 20.10
9 а 17.10
9 б 19.10
9 в 26.10
9 а 23.10
9 б 24.10
9 в 27.10
9 а 24.10
9 б 26.10
9 в 09.11
9 а 06.11
9 б 07.11
9 в 10.11
9 а 13.11
9 б 09.11
9 в 16.11
9 а 14.11
9 б 14.11
9 в 17.11
9 а 20.11
9 б 16.11
9 в 23.11
9 а 21.11
9 б 21.11
9 в 24.11

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация
Диссоциация кислот, оснований и солей
Сильные и слабые электролиты
Кислотность среды. Водородный показатель
Реакции ионного обмена и условия их протекания
Решение задач на составление ионных уравнений реакций
Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории
электролитической диссоциации
Практическая работа №1 Реакции ионного обмена и условия их течения до
конца
Окисление и восстановление
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
Химические источники тока. Электрохимический ряд напряжений металлов

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

9 а 27.11
9 б 23.11
9 в 30.11
9 а 28.11
9 б 28.11
9 в 01.12
9 а 04.12
9 б 30.11
9 в 07.12
9 а 05.12
9 б 05.12
9 в 08.12
9 а 11.12
9 б 07.12
9 в 14.12
9 а 12.11
9 б 12.12
9 в 15.12
9 а 18.12
9 б 14.12
9 в 21.12
9 а 19.12
9 б 19.12
9 в 22.12
9 а 25.12
9 б 21.12
9 в 28.12
9 а 26.12
9 б 26.12
9 в 2912
9 а 09.01
9 б 28.12
9 в 11.01

Электролиз
Обобщающий урок по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
Тепловые эффекты химических реакций
Скорость химических реакций
Классификация химических реакций
Контрольная работа № 2
Общая характеристика неметаллов
Хлор
Хлороводород и соляная кислота
Галогены
Сера и ее соединения

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

9 а 15.01
9 б 09.01
9 в 12.01
9 а 16.01
9 б 11.01
9 в 18.01
9 а 22.01
9 б 16.01
9 в 19.01
9 а 23.01
9 б 18.01
9 в 25.01
9 а 29.01
9 б 23.01
9 в 26.01
9 а 30.01
9 б 25.01
9 в 01.02
9 а 05.02
9 б 30.01
9 в 02.02
9 а 06.02
9 б 01.02
9 в 08.02
9 а 12.02
9 б 06.02
9 в 09.02
9 а 13.02
9 б 08.02
9 в 15.02
9 а 19.02
9 б 13.02
9 в 16.02

Серная кислота
Азот
Практическая работа №2 Получение аммиака и изучение его свойств
Азотная кислота
Фосфор
Фосфорная кислота
Углерод
Уголь
Угарный и углекислый газы
Практическая работа
№3 Получение углекислого газа и изучение его свойств
Угольная кислота и ее соли

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

9 а 20.02
9 б 15.02
9 в 22.02
9 а 26.02
9 б 20.02
9 в 29.02
9 а 27.02
9 б 22.02
9 в 01.03
9 а 04.03
9 б 27.02
9 в 07.03
9 а 05.03
9 б 29.02
9 в 14.03
9 а 11.03
9 б 05.03
9 в 15.03
9 а 12.03
9 б 07.03
9 в 21.03
9 а 18.03
9 б 12.03
9 в 22.03
9 а 19.03
9 б 14.03
9 в 04.04
9 а 01.04
9 б 19.03
9 в 05.04
9 а 02.04
9 б 21.03
9 в 11.04

Круговорот углерода в природе
Кремний и его соединения
Практическая работа №4 Экспериментальное решение задач по теме
«Неметаллы»
Обобщающий урок
Контрольная работа № 3
Общая характеристика элементов_металлов
Простые вещества - металлы
Получение металлов
Применение металлов в технике
Щелочные металлы
Кальций

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

9 а 08.04
9 б 02.04
9 в 12.04
9 а 09.04
9 б 04.04
9 в 18.04
9 а 15.04
9 б 09.04
9 в 19.04
9 а 16.04
9 б 11.04
9 в 25.04
9 а 22.04
9 б 16.04
9 в 26.04
9 а 23.04
9 б 18.04
9 в 02.05
9 а 06.05
9 б 23.04
9 в 03.05
9 а 07.05
9 б 25.04
9 в 16.05
9 а 13.05
9 б 07.05
9 в 17.05
9 а 14.05
9 б 14.05
9 в 23.05
9 а 20.05
9 б 16.05
9 в 24.05

Алюминий
Железо
Практическая работа №5 Экспериментальное решение задач по теме «Металлы»
Обобщающий урок по теме «Металлы»
Обобщающий урок по теме «Строение атома. Периодический закон»
Закономерности изменения свойств элементов и простых веществ в главных
подгруппах и малых периодах
Закономерности изменения свойств сложных соединений элементов — высших
оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений
Обобщающий урок
Решение задач
Контрольная работа № 4
Подведение итогов

66 68

9 а 21.05
9 б 21.05
9в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34740)21741

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».