Рабочая программа по учебному предмету Родной (башкирский) язык.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (башкирский) язык» (базовый уровень).
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (башкирский) язык» (базовый уровень) (предметная область
«Родной язык и родная литература») (далее соответственно – программа по родному (башкирскому) языку, родной (башкирский) язык,
башкирский язык) разработана для обучающихся, владеющих и (или) слабо владеющих родным (башкирским) языком, и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (башкирского) языка, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне среднего общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
5. Пояснительная записка.
5.1. Программа по родному (башкирскому) языку на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
5.2. Программа по родному (башкирскому) языку направлена на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении родного
языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней, а также на систематизацию знаний и коммуникативных
навыков по родному (башкирскому) языку, полученных в предыдущих классах.
В содержании программы по родному (башкирскому) языку предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не
к грамматической структуре языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям родного языка с историей и культурой народа. Программа отражает социокультурный контекст существования

башкирского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
5.3. В содержании программы по родному (башкирскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Речевая
деятельность и культура речи» (направлена на формирование навыков речевого общения), «Основные сведения о языке. Разделы науки о
языке» (направлена на формирование лингвистической компетенции обучающихся и включает разделы, отражающие структуру
башкирского языка и особенности функционирования языковых единиц).
5.4. Изучение родного (башкирского) языка направлено на достижение следующих целей: совершенствование видов речевой
деятельности, коммуникативных умений и культуры речи на родном (башкирском) языке;
применение полученных коммуникативных умений и навыков на практике;
расширение знаний о специфике башкирского языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке;
формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе.
5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (башкирского) языка, – 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
6. Содержание обучения в 10 классе.
6.1. Основные сведения о языке.
Башкирский язык среди других тюркских языков.
Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан.
Башкирское письмо.
6.2. Разделы науки о языке.
6.2.1. Фонетическая система башкирского языка. Закон сингармонизма. Структура слога в башкирском языке. Фонетические
варианты слов.
6.2.2. Лексикология. Лексическое и грамматическое значение слова.

6.2.3 Морфология.
Имя существительное. Грамматические категории имён существительных в башкирском и русском языках.
Имя прилагательное. Степени имён прилагательных в башкирском языке. Качественные и относительные прилагательные в
башкирском и русском языках.
Имя числительное. Разряды имён числительных. Простые и сложные имена числительные. Способ образования сложных
числительных в башкирском и русском языках.
Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксические функции местоимений.
Глагол. Начальная форма глагола в башкирском языке. Лексико-грамматические группы глаголов. Самостоятельные и
вспомогательные глаголы. Грамматические категории глагола.
Глагольные формы: деепричастие, причастие, имя действия и инфинитив.
Ударение. Особенности ударения в башкирском языке.
Наречие. Семантические группы наречий. Степени наречий.
Служебные слова: послелоги, союзы, частицы.
6.3. Речевая деятельность и культура речи.
Речь. Культура речи.
Орфоэпические нормы башкирского языка.
Орфографические правила башкирского языка.
Ударение в башкирском языке.
Функционально-стилистическая окраска слова.
Экспрессивно-стилистическая окраска слова.
Особенности употребления морфологических единиц в речи: имён существительных, имён прилагательных, имён числительных,
местоимений, залоговых форм глагола, форм времени глагола, служебных и эмоционально-экспрессивных слов.

7. Содержание обучения в 11 классе.
7.1. Разделы науки о языке.
7.1.1. Синтаксис. Объект и предмет синтаксиса.
7.1.2. Словосочетание.
Словосочетание. Способы связи слов в башкирском языке: управление, примыкание, изафет, согласование. Особенности связи слов в
башкирском
и русском языках.
7.1.3. Предложение.
Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения.
Члены предложения. Способы определения членов предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Односоставные и двусоставные предложения.
Виды простых предложений. Структурно-семантические типы предложений.
Виды односоставных предложений: определенно-личные предложения, неопределённо-личные предложения, обобщённо-личные
предложения, безличные предложения, назывные предложения.
Порядок слов в простых предложениях.
Функционально-коммуникативные и эмоциональные типы предложений.
Осложнённые простые предложения.
Сложные предложения.
Виды сложных предложений: сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Виды сложносочинённых предложений: союзные предложения и бессоюзные предложения.
Сложноподчинённые предложения. Типы сложноподчинённых предложений.

Сложные синтаксические конструкции. Разновидности сложных синтаксических конструкций.
Прямая и косвенная речь.
7.2. Речевая деятельность и культура речи.
Синтаксическая норма. Нормы синтаксиса в простом и сложном предложениях. Порядок слов в предложении.
Пунктуация в простом и сложном предложениях в башкирском языке.
Простые и сложные предложения в связной речи.
8. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку на уровне среднего общего образования.
8.1. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной
организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного, в том числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при
выполнении творческих работ по родному (башкирскому) языку;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (башкирского) языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей,
переводчиков;
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том
числе по родному (башкирскому языку), индивидуально и в группе.

8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (башкирскому) языку у
обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения
своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять
гибкость
и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его
при осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним
интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
8.3. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта.
8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;
владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.

8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных
действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по родному (башкирскому) языку;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

8.4. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:
определять объект и предмет изучения морфологии;
определять самостоятельные и служебные части речи, обозначать их функциональные признаки;
объяснять особенности ударения в башкирском языке, комментировать просодические явления, возникающие при присоединении
окончаний, в структуре сложного слова и в вопросительных местоимениях;
определять грамматические категории имени существительного, правильно употреблять падежные формы имён существительных в
речи; сравнивать варианты падежных окончаний башкирского языка с формами русского языка;
определять в текстах имена существительные в категории принадлежности, сопоставлять способы выражения категории
принадлежности в башкирском и русском языках;
характеризовать имя прилагательное как часть речи в башкирском и русском языках, знать степени имён прилагательных
(сравнительная, уменьшительная, превосходная) и правильно их употреблять в речи согласно коммуникативным целям;
характеризовать основные признаки качественных и относительных прилагательных, обозначать функциональную особенность
относительных прилагательных;
определять лексико-грамматические признаки имён числительных, знать разряды числительных (количественные, порядковые,
собирательные, разделительные, приблизительные числительные) и использовать их в письменной и устной речи в соответствии нормами
башкирского литературного языка;
иметь представления о функционально-коммуникативной особенности местоимений, о разрядах местоимений (личные местоимения,
указательные местоимения, вопросительные местоимения, определительные местоимения, неопределённые местоимения, отрицательные
местоимения), употреблять местоимения в тексте в соответствии их значением;
характеризовать глагол как сложную единицу морфологии, комментировать грамматические категории глагола;
распознавать личные и безличные глаголы, самостоятельные и вспомогательные глаголы;
правильно использовать глагольные формы;

объяснять функциональную особенность служебных слов в связной речи.
8.5. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:
определять объект изучения и предмет синтаксиса;
распознавать виды связи слов в предложении (сочинительная связь, подчинительная связь), указывать типы синтаксической связи
слов в предложении (согласование, управление, примыкание, изафет), сравнивать виды связи словв башкирском и русском языках;
характеризовать строение предложения в башкирском языке; выделять главные члены предложения, анализировать порядок слов в
предложении
в башкирском и русском языках;
выделять второстепенные члены предложения, указывать однородные и неоднородные члены, анализировать их функциональную
особенность, использовать второстепенные члены предложения в речи в соответствии с их функциями;
определять структурные и функциональные особенности односоставных и двусоставных предложений, нераспространённых и
распространённых предложений, использовать их в устной и письменной речи для достижения коммуникативных целей;
выявлять в тексте простые и сложные предложения, определять их различия;
характеризовать основные признаки сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, выявлять в тексте их типы;
распознавать в тексте сложные синтаксические конструкции, знать коммуникативную функцию данных конструкций;
определять структурную и коммуникативную особенности прямой и косвенной речи и правильно использовать их в устной и
письменной речи;
комментировать основные орфографические и орфоэпические нормы современного башкирского литературного языка, распознавать
типичные орфоэпические ошибки в современной речи, употреблять слова с учётом произносительных и стилистических вариантов
орфоэпической нормы.

Календарно-тематическое планирование (10А класс)
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Инеш . Башҡорт теле – беҙҙең туған телебеҙ.
Тел һәм телмәр.
Тел һәм уның вазифаһы.
Башҡорт теленең функциональ үҫеше.
Донъя телдәре. Телдәрҙең күп төрлөлөгө.
Башҡорт теле ҡәрҙәш телдәр араһында.
Үле һәм тере телдәр. Тәбиғи һәм яһалма телдәр.
Тел төҙөлөшө һәм тел тураһында фән бүлектәре.
Телмәр үҫтереү дәресе. “Китап – белем сығанағы” темаһына ижади
инша.
Хаталар өҫтөндә эш. Тел һәм телмәр.
Әҙәби тел – нормаға һалынған тел.
Телмәр мәҙәниәте.
Дөрөҫ әйтелеш нормалары. Һүҙ эсендәге баҫым.
Контроль диктант №1 “Кирәмәт башында”
Хаталар өҫтөндә эш. Лексика.
Һүҙҙәрҙең күп мәғәнәлелеге.
Омонимдар. Омофондар.
Синонимдар.
Антонимдар.
Төп башҡорт һүҙҙәре.
Үҙләштерелгән һүҙҙәр.
Калькалар.
Неологизмдар.
Профессионализмдар.
Диалект һүҙҙәре.
Терминдар. Һүҙлектәр.
Эмоциональ - экспрессив һүҙҙәр.

Иҫкәрмәләр

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

Телмәр үҫтереү дәресе. “Ат сабыштырыу” темаһына контроль
изложение №1.
Хаталар өҫтөндә эш. Интонация. Телмәр такты.
Ижектәр.
Баҫым.
Һуҙынҡы өндәр.
Редукция. Протеза. Эпентеза. Элизия.
Тартынҡы өндәр.
Орфография. Орфоэпия.
Графика.
Телдә һүҙьяһалыш ысулдары.
Һүҙьяһалыш һәм стилистика.
Телмәр үҫтереү дәресе. “Йәшәү – бәхет” темаһына инша-фекерләү.
Хаталар өҫтөндә эш. Грамматика.
Морфология.Башҡорт телендә һүҙ төркөмдәре.
Исем. Исемдәрҙең эйәлек һәм хәбәрлек категориялары.
Исемдәрҙең килеш менән үҙгәреүе.
Сифат. Төп һәм шартлы сифаттар.
Телмәр үҫтереү дәресе. “Мөхәббәт” темаһына контроль изложение
№2.
Һан. Һан төркөмсәләре.
Алмаш. Алмаш төркөмсәләре.
Алмаштарҙың стилистик мөмкинлектәре.
Контроль диктант №2 “Төн”
Хаталар өҫтөндә эш. Ҡылым.
Ҡылымдарҙың лексик-сематик төркөмдәре.
Күсемле һәм күсемһеҙ ҡылымдар.
Ҡылымдарҙың грамматик категориялары.
Ҡылым һөйкәлештәре.
Үткән заман хәбәр һөйкәлеше ҡылымдарының стилистик мөмкинлектәре.
Бойороҡ һөйкәлеше.
Шарт һөйкәлеше.

58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Теләк һөйкәлеше.
Йүнәлеш категорияһы.
Ҡылым төркөмсәләре.
Сифат ҡылым.
Хәл ҡылым.
Исем ҡылым.
Уртаҡ ҡылым.
Ҡылым күләмдәре.
Ҡылым рәүешлеге.
Үтелгәндәрҙе ҡабатлау һәм дөйөмләштереү. Тест.
Йомғаҡлау дәресе.
Календарно-тематическое планирование (10Б класс)
Тема

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Инеш. Тел һәм телмәр. Телдең төп вазифалары.
Донъя телдәре. Телдәрҙең күп төрлөлөгө.
Үле һәм тере телдәр. Тәбиғи һәм яһалма телдәр.
Тел төҙөлөшө һәм тел тураһында фән бүлектәре.
Телмәр үҫтереү дәресе. “Китап – белем сығанағы” темаһына ижади
инша.
Хаталар өҫтөндә эш. Әҙәби тел – нормаға һалынған тел.
Дөрөҫ әйтелеш нормалары. Һүҙ эсендәге баҫым.
Контроль диктант №1 “Кирәмәт башында”
Хаталар өҫтөндә эш. Лексика. Һүҙҙәрҙең күп мәғәнәлелеге.
Омонимдар. Омофондар.
Синонимдар. Антонимдар.
Төп башҡорт һүҙҙәре. Үҙләштерелгән һүҙҙәр.
Калькалар. Неологизмдар. Профессионализмдар.
Диалект һүҙҙәр. Терминдар. Һүҙлектәр.
Эмоциональ - экспрессив һүҙҙәр.

Иҫкәрмәләр

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Телмәр үҫтереү дәресе. “Ат сабыштырыу” темаһына контроль
изложение №1.
Хаталар өҫтөндә эш. Фразеология.
Фонетика. Орфоэпия.
Ижектәр. Баҫым. Һуҙынҡы өндәр.
Тартынҡы өндәр.
Орфография. Орфоэпия. Графика.
Һүҙ составы һәм һүҙьяһалыш. Телдә һүҙьяһалыш ысулдары.
Телмәр үҫтереү дәресе. “Йәшәү – бәхет” темаһына инша-фекерләү.
Хаталар өҫтөндә эш. Грамматика. Морфология. Башҡорт телендә һүҙ
төркөмдәре.
Исем. Исемдәрҙең эйәлек һәм хәбәрлек категориялары.
Сифат. Төп һәм шартлы сифаттар.
Телмәр үҫтереү дәресе. “Мөхәббәт” темаһына контроль изложение
№2.
Хаталар өҫтөндә эш.Һан. Һан төркөмсәләре.
Алмаш. Алмаш төркөмсәләре.
Контроль диктант №2 “Төн”
Хаталар өҫтөндә эш. Ҡылым. Ҡылымдарҙың лексик-сематик төркөмдәре.
Ҡылымдарҙың грамматик категориялары. Һөйкәлеш.
Ҡылым төркөмсәләре.
Үтелгәндәрҙе ҡабатлау һәм дөйөмләштереү.Йомғаҡлау дәресе.
Календарно-тематическое планирование (11А класс)
Тема

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Инеш. Башҡорт теле – беҙҙең туған телебеҙ.
Рәүеш һәм уның телмәрҙә ҡулланышы..
Рәүеш дәрәжәләре.
Ярҙамсы һүҙ төркөмдәре.
Бәйләүестәр.
Теркәүестәр.

Иҫкәрмәләр

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Киҫәксәләр.
Модаль һүҙҙәр.
Ымлыҡтар.
Оҡшатыу һүҙҙәре.
Саҡырыу һүҙҙәре.
Контроль диктант №1 “Ҡаһарманлыҡты данлаусы ҡобайыр”
Хаталар өҫтөндә эш. Төрлө һүҙ төркөмдәренең стилистик мөмкинлектәре.
Синтаксис. Синтаксистың берәмектәре.
Һүҙбәйләнеш. Һүҙбәйләнештәрҙә бәйләнеш төрҙәре.
Синтагма.
Һөйләм.
Ике составлы һөйләмдәр.
Телмәр үҫтереү дәресе. “Башҡортостан – тыуған төйәгем” темаһына
ижади инша.
Хаталар өҫтөндә эш. Һөйләмдә һүҙ тәртибе.
Интонация буйынса һөйләм төрҙәре.
Һөйләмдең баш киҫәктәре. Эйә. Хәбәр. Уның төрҙәре.
Һөйләмдең эйәрсән киҫәктәре.
Аныҡлаусы..
Тултырыусы
Хәлдәр.
Контроль диктант №2 “Төрлө дуҫтар була”
Хаталар өҫтөндә эш. Һөйләмдең тиң киҫәктәре.
Тиң киҫәкле һөйләмдәрҙең стилистик мөмкинлектәре.
Һөйләмдең айырымланған эйәрсән киҫәктәре.
Хәл әйтеме һәм уларҙың айырымланыуы.
Телмәр үҫтереү дәресе. “Килен төшөрөү” темаһына контроль
изложение №1.
Хаталар өҫтөндә эш. Бер составлы һөйләмдәр.
Билдәле эйәле һөйләм.
Билдәһеҙ эйәле һөйләм.
Дөйөм эйәле һөйләм.

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.

Эйәһеҙ һөйләм.
Инфинитив-модаль һөйләмдәр.
Атама һөйләмдәр.
Кәм һөйләмдәр.
Өндәш һүҙ.
Өндәш һүҙҙең стилистик мөмкинселектәре.
Инеш һүҙ һәм инеш һүҙбәйләнештәр, инеш һөйләмдәр.
Ҡушма һөйләм.
Теркәүесле һәм теркәүесһеҙ теҙмә ҡушма һөйләмдәр.
Эйәртеүле ҡушма һөйләмдәр. Эйәрсән һөйләмдәрҙе мәғәнәләренә ҡарап
төркөмләү.
Эйә һөйләм. Хәбәр эйәрсән һөйләм.
Аныҡлаусы һөйләм. Тултырыусы һөйләм.
Хәл һөйләмдәр. Ваҡыт һөйләм. Урын һөйләм.
Рәүеш һөйләм. Сағыштырыу һөйләм.
Күләм-дәрәжә һөйләм.
Маҡсат һөйләм. Сәбәп һөйләм.
Шарт һөйләм. Кире һөйләм.
Эйәртеүле ҡушма һөйләмдәрҙе төрлө функциональ
үҙенсәлектәре.

стилдәрҙә

ҡулланыу

Ҡатмарлы синтаксик төҙөлмәләр. Тиң эйәрсән һөйләмле ҡушма
һөйләмдәр.
Тиң булмаған эйәрсән һөйләмле ҡушма һөйләмдәр.
Ҡатнаш ҡушма һөләмдәр.
Телмәр үҫтереү дәресе. “Һунарсы” темаһына контроль изложение
№2.
Хаталар өҫтөндә эш. Теҙемдәр.
Тура телмәр.
Ситләтелгән телмәр.
Текст синтаксисы.
Текстың бәйләнешлелеге.
Текстың композицияһы.

65.
66.
67.
68.

Контроль диктант №3 “Серле көршәк”.
Хаталар өҫтөндә эш. Үтелгәндәрҙе ҡабатлау.
Үтелгәндәрҙе ҡабатлау һәм дөйөмләштереү.Тест.
Йомғаҡлау дәресе.

Календарно-тематическое планирование (11Б класс)
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Инеш. Башҡорт теле – беҙҙең туған телебеҙ.
Рәүеш һәм уның телмәрҙә ҡулланышы. Рәүеш дәрәжәләре.
Ярҙамсы һүҙ төркөмдәре. Бәйләүестәр.
Теркәүестәр. Киҫәксәләр.
Модаль һүҙҙәр. Ымлыҡтар.
Оҡшатыу һүҙҙәре. Саҡырыу һүҙҙәр.
Контроль диктант №1 “Ҡаһарманлыҡты данлаусы ҡобайыр”
Хаталар өҫтөндә эш. Төрлө һүҙ төркөмдәренең стилистик мөмкинлектәре.
Синтаксис. Синтаксистың берәмектәре.
Һүҙбәйләнеш. Синтагма.
Һөйләм. Ике составлы һөйләмдәр.
Телмәр үҫтереү дәресе. “Башҡортостан – тыуған төйәгем” темаһына
ижади инша.
Хаталар өҫтөндә эш. Һөйләмдә һүҙ тәртибе. Интонация буйынса һөйләм
төрҙәре.
Һөйләмдең баш киҫәктәре. Эйә. Хәбәр. Уның төрҙәре.
Һөйләмдең эйәрсән киҫәктәре. Аныҡлаусы. Тултырыусы. Хәлдәр.
Контроль диктант №2 “Төрлө дуҫтар була”
Хаталар өҫтөндә эш. Һөйләмдең тиң киҫәктәре.
Һөйләмдең айырымланған эйәрсән киҫәктәре.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Хәл әйтеме һәм уларҙың айырымланыуы.
Телмәр үҫтереү дәресе. “Килен төшөрөү” темаһына контроль
изложение №1.
Хаталар өҫтөндә эш. Бер составлы һөйләмдәр.
Кәм һөйләмдәр.
Өндәш һүҙ. Өндәш һүҙҙең стилистик мөмкинселектәре.
Инеш һүҙ һәм инеш һүҙбәйләнештәр, инеш һөйләмдәр.
Ҡушма һөйләм. Теркәүесле һәм теркәүесһеҙ теҙмә ҡушма һөйләмдәр.
Эйәртеүле ҡушма һөйләмдәр. Эйәрсән һөйләмдәрҙе мәғәнәләренә ҡарап
төркөмләү.
Ҡатмарлы синтаксик төҙөлмәләр. Тиң эйәрсән һөйләмле ҡушма
һөйләмдәр. Тиң булмаған эйәрсән һөйләмле ҡушма һөйләмдәр.
Ҡатнаш ҡушма һөләмдәр.
Телмәр үҫтереү дәресе. “Һунарсы” темаһына контроль изложение
№2.
Хаталар өҫтөндә эш. Теҙемдәр.
Тура телмәр. Ситләтелгән телмәр.
Текст синтаксисы. Текстың бәйләнешлелеге. Текстың композицияһы.
Контроль диктант №3 “Серле көршәк”.
Хаталар өҫтөндә эш. Үтелгәндәрҙе ҡабатлау һәм дөйөмләштереү.
Йомғаҡлау дәресе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34740)21741

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».