Рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения данной программы будут достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты
1. Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, воспитание российской
гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
2.Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения искусства как
науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в
области изобразительного искусства;
3.Духовно–нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
4.Эстетическое воспитание:
Эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. развитие эстетического сознания
через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера,развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
5.Ценности научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных
технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу
для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к
самообразованию, исследовательской деятельности, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной

литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности. формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
6.Формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт
освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
7.Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с изобразительным
искусством, информационными технологиями, основанными на достижениях научно–технического прогресса; осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей, овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и
инструментами;
8.Экологическое воспитание:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ,
формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;

•

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа
познания жизни и средства организации общения;
•

развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

•

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

•

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных
ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

•

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

•

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

•

приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

•

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

•

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;

•

формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности;

•

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

•

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой
деятельности.
По окончании основной школы обучающиеся должны:
5 класс:

• знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• знать особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб
космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов,
мотивов, сюжетов);
• знать семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
• знать несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами
традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово);
• различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней
Греции, средневековой Европы);
• различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло,
керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
• выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь
конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора;
• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
• передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровня);
• умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического
повтора изобразительных или геометрических элементов;
• создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта,
мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе
создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
• владеть навыками работы в конкретном материале
6 класс:
• знать о месте и значении изобразительного искусства в культуре: жизни общества и жизни человека;
• знать о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных
языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

• понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в
художественный образ;
• знать основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа
и натюрморта в истории искусства;
• знать имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и
отечественном искусстве;
• понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров
портрета и натюрморта;
• знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма,
перспектива), особенности ритмической организации изображения;
• знать о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа;
• уметь пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать
первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
• видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы
предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и
воздушной перспективы;
• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при
изображении с натуры, по представлению и по памяти;
• создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
• активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать
изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
7 класс:
• уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств,
их общие начала и специфику;
• понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественнообразных начал и их социальную роль;
• знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
• конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и
объеме);
• моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
• работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

•
•
•
•
•
•
•
•

конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубиннопространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные художественные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь,
акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин,
глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

8 класс:
• освоить азбуку фотографирования;
• анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности,
композиционной грамотности в своей съёмочной практике;
• усвоить принципы построения изображения и пространственно временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
• усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
• осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при
работе над простейшими учебными и домашними кино и видеоработами;
• быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времён в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор – человек, общество, время
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке.
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер.

6 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет.
Образ человека – главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века

Человек и пространство. Пейзаж.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж – большой мир.
Пейзаж настроение. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

7 класс
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.
Художник- дизайн- архитектура.
Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры
Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква-строка- текст
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
Объект и пространство
От плоскостного изображения к объемному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.

Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно - вещной среды интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно – ландшафтного пространства
Ты – архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование
Мой дом – мой образ жизни
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируй себя – моделируешь мир.
8 класс
Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении.
Художник и искусство театра.
Роль изображения в синтетических искусствах
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра
Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Сценография как искусство и
производство.
Костюм, грим и маска, или магическое « если бы». Тайны актерского перевоплощения. Художник в театре кукол.
Привет от Карабаса – Барабаса. Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств.
Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Фотография искусство
« светописи». Вещь : свет и фактура.
« На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство
фотооператора.

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная
трактовка.
Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник и художественное творчество в кино.
Художник в игровом фильме. От большого экрана к домашнему видео.
Азбука киноязыка. Бесконечный мир кинематографа.
Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. История и специфика рисовального фильма
Телевидение, пространство культура. Экран-искусство-зритель.
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино.
Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа. Киноглаз, или Жизнь в врасплох.
Телевидение, Интернет… Что дальше?
Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
п/п

1
2
3
4

Тематические разделы

5 класс
Древние корни народного искусства
Связь времён в народном искусстве
Декор – человек, общество, время
Декоративное искусство в современном мире
итого

1
2
3

6 класс
Виды изобразительного искусства и основы
образного языка.
Мир наших вещей. Натюрморт
Вглядываясь в человека. Портрет

Количество
часов

Основные
направления
воспитательной
деятельности

4
5
5
2
17

1,2,3,7
2,3,4
1,2,3,7
2,3,5

5

3,7

4
4

1,5,8
2,4,7,8

4

Человек и пространство. Пейзаж
итого

1
2
3
4

1
2
3
4

7 класс
Художник –дизайн - архитектура. Искусство
композиции- основа дизайна и архитектуры
В мире вещей и зданий. Художественный язык
конструктивных искусств
Город и человек. Социальное значение дизайна и
архитектуры в жизни человека
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ
жизни и индивидуальное проектирование
итого
8 класс
Художник и искусство театр
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии
Фильм - творец и зритель
Телевидение- пространство культуры?
итого

4
17

1,3,6

5

1,4,8

4

3,6,7

4

1,3,5,8

4

2,4,7

17
4
4
4
5
17

1,3,6
2,4,8
1,2,5,7
3,7,8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34740)21741

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».