1.Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате освоения данной программы будут достигнуты следующие результаты: Личностные результаты 1. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; 2.Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения искусства как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области изобразительного искусства; 3.Духовно–нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет. 4.Эстетическое воспитание: Эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера,развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 5.Ценности научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 6.Формирование культуры здоровья: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). 7.Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с изобразительным искусством, информационными технологиями, основанными на достижениях научно–технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей, овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами; 8.Экологическое воспитание: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ, формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; • развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; • приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; • формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности; • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. По окончании основной школы обучающиеся должны: 5 класс: • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; • знать особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов); • знать семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); • знать несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово); • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы); • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.); • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора; • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения; • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровня); • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи); • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций; • владеть навыками работы в конкретном материале 6 класс: • знать о месте и значении изобразительного искусства в культуре: жизни общества и жизни человека; • знать о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; • понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ; • знать основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; • знать имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; • знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения; • знать о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа; • уметь пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению; • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. 7 класс: • уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; • понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественнообразных начал и их социальную роль; • знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; • конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме); • моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; • • • • • • • • конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубиннопространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур; владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др. работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; использовать разнообразные художественные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки). 8 класс: • освоить азбуку фотографирования; • анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике; • усвоить принципы построения изображения и пространственно временного развития и построения видеоряда (раскадровки); • усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа; • осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино и видеоработами; • быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Древние корни народного искусства Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Связь времён в народном искусстве Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор – человек, общество, время Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство в современном мире Современное выставочное искусство. Ты сам — мастер. 6 класс ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. Мир наших вещей. Натюрморт. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Вглядываясь в человека. Портрет. Образ человека – главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве ХХ века Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроение. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. 7 класс ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек. Художник- дизайн- архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры Основы композиции в конструктивных искусствах Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!» Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква-строка- текст Искусство шрифта. Когда текст и изображение вместе Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем море книг и журналов Многообразие форм графического дизайна. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств Объект и пространство От плоскостного изображения к объемному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность Вещь как сочетание объемов и образ времени. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне Роль цвета в формотворчестве. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека Город сквозь времена и страны Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно - вещной среды интерьера. Природа и архитектура Организация архитектурно – ландшафтного пространства Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование Мой дом – мой образ жизни Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаем. Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй. Мода, культура и ты Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день. Моделируй себя – моделируешь мир. 8 класс Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Сценография как искусство и производство. Костюм, грим и маска, или магическое « если бы». Тайны актерского перевоплощения. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса – Барабаса. Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств. Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности. Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Фотография искусство « светописи». Вещь : свет и фактура. « На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка. Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. История и специфика рисовального фильма Телевидение, пространство культура. Экран-искусство-зритель. Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа. Киноглаз, или Жизнь в врасплох. Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п 1 2 3 4 Тематические разделы 5 класс Древние корни народного искусства Связь времён в народном искусстве Декор – человек, общество, время Декоративное искусство в современном мире итого 1 2 3 6 класс Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Мир наших вещей. Натюрморт Вглядываясь в человека. Портрет Количество часов Основные направления воспитательной деятельности 4 5 5 2 17 1,2,3,7 2,3,4 1,2,3,7 2,3,5 5 3,7 4 4 1,5,8 2,4,7,8 4 Человек и пространство. Пейзаж итого 1 2 3 4 1 2 3 4 7 класс Художник –дизайн - архитектура. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование итого 8 класс Художник и искусство театр Эстафета искусств: от рисунка к фотографии Фильм - творец и зритель Телевидение- пространство культуры? итого 4 17 1,3,6 5 1,4,8 4 3,6,7 4 1,3,5,8 4 2,4,7 17 4 4 4 5 17 1,3,6 2,4,8 1,2,5,7 3,7,8